История баптизма

Крещение
История баптизма началась в начале XVII столетия.
Баптизм это не какая-то новая религия.

Это продолжение движения образования независимых от государства церквей, которое началось в конце средних веков, и формировалось
в эпоху Реформации XVI века.

Реформация

Уже в 20-е годы XVI столетия Реформация, как движение распалась на два крыла: магистерская реформация, которая поддерживалось государством и радикальная реформация, которая объявила о разрыве с государственной системой. То есть провозгласила церковь (как общину верующих людей) независимою от государственной системы.

Радикальная Реформация

породила большое количество направлений, которые порою были совершенно не похожи друг на друга. В самом начале этого движения по отношению к таким общинам употребляли название «АНАБАПТИСТЫ» - перекрещенцы. Само название говорило о том, что членов этих общин перекрещивали. Это движение отвергало детское (младенческое) крещение, и провозглашало крещение по вере во взрослом возрасте. Анабаптисты подвергались гонениям практически во всех странах Европы.

В конце концов значительная часть анабаптистов объединилась в особую конфессию которая получила название «МЕННОНИТЫ». Отличительная черта меннонитов – изоляция от общественной жизни, пацифизм, не принятия присяги, стремление к миротворчеству.
В это же время в Англии в лоне Англиканской церкви начинается движение пуритане ( от латинского «пурус»-чистый). Пуритане провозглашали необходимость для верующих жить в соответствии с нормами Священного Писания – Библии. Эти нормы они распространяли на все сферы жизни. Наиболее радикальная часть пуритан также подвергалась гонениям в Англии. Их называли пуританами-сепаратистами. В отличие от меннонитов, пуритане старались принимать активное участие в общественной жизни, в том числе и политической.
Могила Джона Смита
На стыке этих двух течений и появился БАПТИЗМ. Который развился и стал одним из самых влиятельных движений среди свободных церквей (церквей отделенных от государства). Само название «баптисты» означает «крещенцы, или крещенные по вере», что указывает на необходимость крестится в сознательном возрасте.

Джон Смит

В одной из сепаратистских (отделившихся от официальной англиканской церкви) церквей Англии нес служение бывший англиканский священник Джон Смит. Он получил богословское образование в Кембридже, к колледже Христа. В 1594 году он был рукоположен в священники англиканской церкви. Примерно в 1602 году не переходит на сторону сепаратистов и городской совет лишил его жалования.

После вынужденного прекращения проповеднической деятельности Смит в 1605 году вернулся в свой родной город Гейнсборо, расположенный на реке Трент.
Ко времени приезда Смита в Гейнсборо существовала англиканская церковь конгрегационалистского направления, которая не признавала официальную епископскую власть над собой. В 1606 году эта община для удобства была поделена на две части, одной из которых впоследствии суждено было стать знаменитой церковью Пилигримов возглавляемой Джоном Робинсоном, Вильямом Бэдфордом и Вильямом Брустером (John Robinson, William Bradford and William Brewster). Именно она была почти полностью перенесена в Новый Свет, в Америку из-за жестоких религиозных гонений. Другая группа осталась в Гейнсборо и Смит вступил в нее и практически сразу же стал ее пастором. Здесь он подружился с Томосом Хелвисом, (Thomas Helwys), известным юристом, который также придерживался сепаратистских взглядов.

Голландия

Томас Хелвис
Преследования враждебно относящегося к сепаратистам правительства вынудили обе эти общины искать убежища в Голландии. Эта страна, начиная с 1595 года, принимала группы сепаратистов, которые бежали из Англии.

Община Гейнсборо первой покинула Англию – вероятно, в конце 1607 года, после ареста жены Томаса Хелвиса - Джоан. В начале 1608 года они прибыли в Амстердам.

Другая община из Гейнсборо, возглавляемая Джоном Робинсоном, преодолев значительные трудности, также прибыла в 1608 г. в Амстердам. Вначале эта община присоединилась к англиканской конгрегационалистской церкви, которая уже существовавшей в Амстердаме с 1597 года. В ней было около 300 человек. В апреле 1609 года члены этой группы переехали в город Лейден. Впоследствии Лейденская церковь перебралась в Америку, обосновавшись в 1620 г. в Плимутской колонии.

В общину, возглавляемую Смитом и Хелвисом, входило до 150 человек, однако вскоре большая часть ее членов переехала в Лейден и присоединилась к общине Робинсона. Оставшаяся группа стала собираться в комплексе помещений на улице Беккерштрассе (Bakkerstraat). Здесь располагалась хлебопекарня и булочная, принадлежащие «Голландской Восточно-Индийской компании» (Dutch East India Company), которой владел меннонит Ян Мунтер (Jan Munter).

В конце 1608 или в начале 1609 г. Смит, несомненно, под влиянием менонитов, находящихся в Амстердаме, осознал необходимость взрослого крещения.

Крещение. Переезд в Англию.

Меннонитская церковь в Амсетрдаме
Не принимая некоторые богословские позиции меннонитов и не желая присоединяться к их общине, Смит крестил сам себя, а затем он крестил Хэлвиса и других членов общины (всего 40 человек), хотевших этого. Это произошло вероятнее всего либо в конце 1608 либо в начале 1609 года, так как 24 марта 1609 г. Около года община собиралась на улице Беккерштрассе. Молились, читали Библию, проповедники рассуждали о прочитанном тексте. Через год, в 1611 или начале 1612 года, 10 членов общины, под руководством Томаса Хэлвиса, решили вернуться в Англию. Остальные члены присоединились к менонитской общине Амсетрдама. Община тайно собиралась в Спиталфильде (Spitalfields), как раз за воротами Лондона. Так появилась первая баптистская церковь на английской земле, о возникновении которой мы располагаем историческими свидетельствами.
На этом месте собиралась группа Смита в Амстердаме
Эта была церковь общих баптистов, то есть арминианская по доктрине, но вероятнее всего они практиковали крещение обливанием или окроплением.

В Англии Томас Хэлвис за свои вероисповедные взгляды был заключен в тюрьму около 1612 года. Известно, что он умер до 1616 года и руководство церковью перешло к Джону Мертону.

Развитие баптизма, шло очень сложно и медленно. В 1620-х годах в Англии в пяти баптистских общинах было около 150 человек. К 1644 году в Англии существовало уже 46 церквей общих баптистов. Все они преследовались, так как в Англии не было в то время религиозной свободы. В 1640-х годах очень активно обсуждается идея крещение полным погружением. В Лондонском исповедание веры (1644 год) эта идея уже четко прописана. Общины, которые объединились вокруг этого вероучения стали называться партикулярными (частными) баптистам, потому что они придерживались богословия Жана Кальвина.

К концу XVII века английские баптисты начали активно заниматься миссионерской деятельностью. Сначала в Британском Королевстве, а затем в Америке, Австралии, Новой Зеландии. Все больше и больше простых людей, не смотря на репрессии, присоединялись к этому движению. Людей в баптистские церкви привлекала приверженность религиозной свободе, самоуправление поместной церкви и личная свобода.

В 60-х годах XVII столетия парламент Англии принимает целый ряд законодательных документов направленных против свободных, независимых церквей, к которым принадлежали и баптисты. Были запрещены богослужения, более того баптисты должны были под страхом наказания присутствовать на богослужениях англиканской церкви. Так баптистский проповедник Джон Буньян провел двенадцать лет в тюрьме за проповедь без лицензии и отсутствия на богослужениях Англиканской церкви. В 1665 году было запрещено баптистам учить в школах проводит богослужения в радиусе 8 километров от любого города. Закон 1673 года запрещал баптистам флотскую, военную, гражданскую и муниципальную службу. В время суровых испытаний рост численности баптистских церквей продолжался.

Расцвет

Постепенно законодательство было смягчено. Вторая половина XVIII столетия ознаменовалась для баптистов активизации миссионерской деятельности. Образовались целый ряд Миссионерских обществ и Ассоциаций. Во второй половине XIX постепенно были сняты все ограничения, которые были наложены на служителей и членов баптистских церквей Англии. Они могли даже занимать гражданские должности на правительственной службе.
Чарльз Сперджен
Самым известным проповедником Англии в тот период был Чарльз Хаддон Сперджен (1834-1892).

Сперджен стал идеалом для баптистов, которым импонировало сочетание кальвинистского богословия, пуританской морали и евангелического усердия.

Значение баптизма

Вероятно, наиболее выдающимся достижением английских баптистов, как и баптистов вообще, является их акцент на религиозной свободе. Это явилось основной причиной, почему баптисты чувствовали себя вправе присоединиться к диссидентам в многочисленных политических вопросах.

Баптизм в мире

В течении первых двух веков своего существования баптистские церкви распространялись по англоязычному миру, то есть по доминионам Великобритании.

В Канаде первая баптистская церковь была основана в 1763 году, первая церковь в районе Онтарио в 1776 году

В Австралии первое богослужение (собрание) баптистов прошло в Сиднее в 1831 году. В 1936 году был построен молитвенный дом на Батерс-Стрит.

В Новой Зеландии первая баптистская церковь была основана в 1851 году.
Онкен
В Германии баптистское движение связано с именем Иоганна Герхарда Онкена (1800-1884). В 1834 году принимает крещение в реке Эльбе. Крестил его профессор Сирс из Нью-Йорка.В 1842 году в Гамбурге церковь насчитывал уже 380 баптистов. К 1851 году уже существовала 41 баптистская церковь с общей численностью 3746 членов. К 1913 году количество немецких баптистов увеличилось до 45583 человека в 213 церквях. К концу 1920-х голов количество баптистов Германии выросло до 60000 человек.

В Швеции первая церковь возникает в 1848 году. К 1914 году было 21 Ассоциация, 635 церквей, 54159 членов.

В Румынии в 1915 году было всего четыре немецкоговорящие и одна русскоговорящая баптистская церковь. В 1930 году в Румынии насчитывалось 43763 баптиста Объединенные в Румынскую Баптистскую Конвенцию. За период с 1927 по 1947 год количество баптистов возросло с пятидесяти до 200 000 человек.
Первый баптистский дом собраний Провиденс, Род-Айленд

Первые баптистские церкви на Американском Континенте появляются в Новой Англии. Первая церковь появилась в колонии Род-Айленд в 1638 году – это была первая баптистская церковь в Америке. Баптисты в Америке сразу же стали отстаивать право религиозной свободы и отделение церкви от государства. За это их начали преследовать за то, что они настаивали на крещении взрослых и отказывались крестить новорожденных детей, а также за то, что настаивали на праве проводить богослужения в своих церквах по своим правилам и обычаям. Так Генри Дансеру – правому президенту Гарвардского колледжа пришлось оставить свой пост после 12 лет службы, только за то, что он отстаивал свои баптистские убеждения. К 1700 году в Новой Англии было 10 небольших церквей в которых было не более 300 человек.

Местом формирования баптистских общин стали Центральные колонии. В 1688 году была основана Пеннепакская церковь, в 1698 году была образована баптистская церковь Филадельфии. В 1707 году была образована Филадельфийская Баптистская Ассоциация, в 1742 году Ассоциация приняло как свое Лондонское Исповедание Партикулярных Баптистов 1689 года. К 1762 году в Ассоциации было 29 церквей насчитывающих 4018 членов.
Первая баптистская церковь Филадельфии
Баптисты в Южных колониях появились значительно позже Несколько групп образовались в Вирджинии в 1740-х – 1760-х годах. Первые баптисты в Южной Каролине появились около 1682-1683 годов, В Северной Каролине в 1727 году. Первая волна духовного пробуждения в Америки прокатилась по 13 колониям и охватил верующих баптистов настолько сильно, что вошел в историю Америки под названием Великого Пробуждения. В 1795 году началась еще одна волна духовного подъема, которая продолжалось примерно до 1842 года. В 1850 году в Соединенных Штатах Америке насчитывалось 700 тысяч баптистов. В 1845 году была создана Южная Баптистская Конвенция. В 1908 году северные баптистские общества объединяются в Северную Баптистскую Конвенцию. В начале XX столетия их численность достигла 14 181 686 человек. Этот рост сопровождался увеличением количества колледжей и семинарий для подготовки служителей.
На сегодняшний день численность Южной Баптистской Конвенции составляет порядка 16 миллионов человек.
Русская делегация на 2 конгрессе в Филадельфии 1911

В 1905 году прошел первый Всемирный Конгресс Баптистов в Лондоне на котором был учрежден Всемирный Союз Баптистов.

В 1911 году второй конгресс проходил в Филадельфии, в 1923 году в Стокгольме проходил третий конгресс, Четвертый состоялся в Торонто в 1928 году, пятый в 1934 году в Берлине, шестой в Атланте в 1939 году, седьмой в Копенгагене в 1947 году
в 1923 году в Стокгольме проходил третий конгресс, Четвертый состоялся в Торонто в 1928 году, пятый в 1934 году в Берлине, шестой в Атланте в 1939 году, седьмой в Копенгагене в 1947 году
На сегодняшний день в мире порядка 60 миллионов баптистов.

Автор статьи:
Синичкин Алексей Валерьевич
- дьякон, историк церкви, архивариус Российского союза ЕХБ